Серотониновый синдром

5 ответов13 880 просмотров

Серотониновый синдром

#1

В инструкциях запугивают пациентов серотониновым синдромом при приеме СИОЗС, например, паксила. Часто ли он возникает и опасен ли он? Потому что многие из нас принимают СИОЗС и возникает какой-то страх. Как его лечить, если он возникнет? Просто отменять лекарство?

Отредактировано пользователем Dr.Admin 22.10.2012 07:31

Re: серотониновый синдром

#2

change пишет:
В инструкциях запугивают пациентов серотониновым синдромом при приеме СИОЗС, например, паксила.

Вероятность возникновения тяжелых форм СС (которые только и представляют угрозу) при монотерапии одним антидепрессантом группы СИОЗС без одновременного применения других серотонинергических препаратов (например, антимигренозных препаратов группы триптанов, или трамадола) - крайне низкая. А легкие формы СС не только не опасны, но, по сути, представляют собой обычные в начале терапии побочки СИОЗС, типа тошноты, рвоты или поноса. В отличие от ЗНC, понятия четко определенного (для диагноза ЗНС требуются не только наличие ЭПС, но и высокая температура, выраженный гипертонус мышц, распад мышечной ткани и др.) - понятие СС определено весьма нечетко, это целый спектр, континуум состояний, и легкие его формы скорее “нормальны” в начале терапии СИОЗС. Опасность представляют лишь тяжелые формы. Притом - опасность небольшую - подавляющее большинство даже тяжелых форм СС проходят самостоятельно после прекращения приема причинных агентов в течение 24 ч, не требуя специального лечения.

Часто ли он возникает и опасен ли он?

Не часто. И в большинстве случаев не опасен. Опасны лишь тяжелые формы, и то редко.

Потому что многие из нас принимают СИОЗС и возникает какой-то страх.

Чтобы не было страха и обострения тревоги в начале терапии СИОЗС, нужно их принимать в начале с противотревожным прикрытием - бензодиазепинами, стрезамом (этифоксином) или лирикой/габапентином, бета-блокаторами типа анаприлина.

Как его лечить, если он возникнет? Просто отменять лекарство?

Первым делом - отменить лекарство. Вторым, если симптомы СС достаточно тяжелы, есть смысл применить 5-HT2 антагонисты (например, ципрогептадин - перитол, или оланзапин - зипрексу… в крайнем случае, подойдет самый обыкновенный аминазин 50-100 мг) и 5-HT3 антагонисты (ондансетрон - латран). Симптоматически - бензодиазепины, седативные антигистамины типа димедрола/супрастина, покой, жаропонижающие, физическое охлаждение, обильное питье, при наличии тахикардии, тремора, акатизии, потливости - бета-блокаторы.

Если всего этого недостаточно - прям такой вот страшный СС - вызывать скорую и в больничку. Но - маловероятна необходимость.

Re: серотониновый синдром

#3

Часто ли он возникает и опасен ли он?

Резко серотониновый синдром вряд ли разовьется, если не бахнуть недельную дозу за раз. Тем более, у паксила очень короткий период полу-выведения, поэтому риск минимален. Интоксикацию серотонином можно в любом случае распознать. Если есть признаки, просто снизить дозу препарата или в крайнем случае пропустить прием.

Re: серотониновый синдром

#4

Спасибо Вам огромное!
И еще один вопрос: совместимы ли сонапакс и паксил? Заранее спасибо за ответ.

Re: серотониновый синдром

#5

change пишет:
Спасибо Вам огромное!
И еще один вопрос: совместимы ли сонапакс и паксил? Заранее спасибо за ответ.

Паксил значительно повышает концентрацию сонапакса в крови, хотя и не так значительно, как флуоксетин. В силу этого повышается риск проявления побочек. Холинолитические побочки обоих (сухость во рту, запоры, etc) значительно усилятся. Экстрапирамидные побочки - акатизия, напряжение в мышцах, тризм челюстей - тоже свойственны обоим, и тоже многократно усилятся. Это одно из самых плохих сочетаний среди возможных сочетаний СИОЗС с сонапаксом - хуже было бы только сочетание сонапакса с флуоксетином.

И в целом сонапакс Вам не показан - принимайте лучше конвулекс (вальпроат натрия), начав с 250 мг на ночь после ужина (1/2 таб по 500 мг) и постепенно с интервалами в несколько дней увеличивая дозу на 250 мг до достижения 1000 мг. И тревоги и панических атак не будет.

Re: серотониновый синдром

#6

Часто ли бывает удлиннение интервала QT и опавсные аритмии (из инсрукций) от паксила или сонапакса или их сочетания?