osenniy пишет:
У мужа параноидальная шизофрения эпизодического течения. Первое обострение было в 1998 году, потом ремиссия 7 лет.
После первого психотического эпизода часто бывают длительные, многолетние спонтанные или фармакогенные ремиссии. Между последующими психозами (если они случаются) интервалы, как правило, уже короче, а нередко - со временем все короче и короче.
С 2005 года уже 5 госпитализаций, все принудительные.
Выходит, в среднем по одной госпитализации в год? А средняя продолжительность каждой госпитализации?
Ему 33 года.
Молодой человек.
Никакие препараты до последнего момента принимать не хотел.
Очень плохо, что не хотел. Если бы принимал, то обострения были бы реже и протекали бы мягче, и, может быть, вообще на амбулаторном уровне, не требовали бы госпитализации.
И в случае, если подобрать “правильный” атипик - еще и тормозилось бы прогрессирование болезни, нарастание эмоционально-волевого дефекта (хотя, судя по тому, что Ваш муж работает и социализирован несмотря на 5 перенесённых психозов и госпитализаций - проблема нарастания дефекта пока не стоит или стоит не очень остро).
У его матери тот же диагноз. В 96 году признана недееспособной, болезнь стала постоянного течения, с 2003 года находится в интернате.
Наличие прямых родственников с тем же самым диагнозом, а тем более с неблагоприятным постоянно-прогредиентным течением болезни - отягощает прогноз его болезни и делает особенно актуальной и особенно показанной длительную профилактику.
В декабре 2009 года муж попал в больницу, пролежал 2 месяца, на прощание ему укололи 4 мл клопиксола депо вместо 2-х (как было до этого).
У меня нет других слов, кроме непечатных, по поводу такого “прощания”. 4 мл клопиксол-депо - это 800 мг клопиксол-деканоата, доза, эквивалентная 100 мг перорального клопиксола (пересчёт 8:1). Это, извините, дохренища. Такая доза КРАЙНЕ РЕДКО бывает нужна ДАЖЕ для купирования острых состояний. А если больного ВЫПИСЫВАЮТ - значит, острое состояние КУПИРОВАНО и доза требуется НАМНОГО МЕНЬШАЯ. В противном случае больного не следует выписывать, а следует долечить до состояния, пригодного к выписке.
И кроме того, тысячи раз писалось, и в FAQ по антипсихотикам написано, что депо-препараты НЕ СЛЕДУЕТ и НЕЛЬЗЯ использовать для купирования острых состояний, а также нельзя “колоть на прощание” (тот, кто “вколол на прощание”, в любом случае никак не отвечает за последствия), что пролонги в принципе предназначены ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для длительной профилактической терапии и что их доза должна, в нормальной ситуации, подбираться в амбулаторном режиме и быть по возможности минимальной (минимально эффективной для данного конкретного больного), с учётом того, что эти препараты склонны к кумуляции.
А учитывая, что период полувыведения (T1/2) клопиксол-деканоата - 19 суток, и учитывая дичайшую дозу в 800 мг, можно легко подсчитать, что в организме Вашего мужа всё ещё находится весьма значительное количество клопиксол-деканоата (для полного его выветривания должно пройти 5 периодов полувыведения, то есть 5 раз по 19 суток). И скованность, акатизия, слабость, сонливость и все прочее, полагаю, в значительной степени обусловлены клопиксолом, а не дозой в 4 мг рисперидона. Ну и конечно пост-психотической депрессией.
Рисперидон, сам по себе достаточно ЭПСогенный и депрессогенный нейролептик, лишь неудачно наложился на дичайшую дозу клопиксола.
Выписали из больницы почти 2 месяца назад.Началась нейролепсия.
Неудивительна нейролепсия при такой дичайшей дозе клопиксола, да еще замешанной с рисполептом, на фоне ремиссии / постпсихотической депрессии (в которой чувствительность к ЭПС значимо повышается по сравнению с острым состоянием).
Корректор -циклодол.
Сколько циклодола? При такой дозе клопиксола большинству больных будет требоваться минимум 8, если не все 10-12 мг в сутки.
И одного лишь циклодола тут недостаточно - акатизию он плохо снимает. Для купирования акатизии нужны бета-блокатор (например, обзидан) и/или бензодиазепиновый транквилизатор (например, феназепам).
А иногда бывают нужны и другие препараты… Скажем, при мышечном гипертонусе - мидокалм, при некупируемой акатизии - депакин, лирика…
В первый раз он согласился принимать лекарства. Врач выписал ему сперидан (4мг в сутки),
Я бы на месте данного врача не начинал давать сперидан раньше, чем выветрится дикое количество клопиксола, по крайней мере, раньше, чем концентрация клопиксола упадет ниже клинически значимого уровня и не перестанет сковывать, корежить и акатизить.
Ну и вообще я не сильно большой любитель рисперидона - слишком уж сильно он пролактин повышает, часто дает ЭПС (не является в этом смысле настоящим атипиком), может быть депрессогенен, из-за слишком высокой D2-блокирующей активности часто дает когнитивные побочки (“мешает думать головой”, соображать). Нет, он безусловно лучше клопиксола, но…
Если есть возможность, я бы предложил пробовать что-то помягче, меньше дающее ЭПС, меньше повышающее пролактин и дающее меньше когнитивных побочек, и не депрессогенное - например, кветиапин (кетилепт), или зелдокс, или абилифай, или, на худой конец, зипрексу (ее не люблю из-за прибавки веса и метаболических нарушений). Неизвестно, конечно, как будет “держать” Вашего мужа от рецидивов психоза другой препарат - но ведь это пока не известно и в отношении рисполепта.
И еще, достаточно часто бывает, что доза 4 мг рисполепта - великовата ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ (не для лечения или купирования острого состояния), многим в профилактике хватает и 2-3 мг, это индивидуально.
фенибут.
Фенибут, конечно, способен немного уменьшить акатизию, но гораздо эффективнее - обзидан, феназепам… Лирика та же, конвулекс или депакин…
По -прежнему пьет циклодол, так как скованность не проходит.
Еще бы она БЫСТРО прошла после такой дикой дозы клопиксола. К тому же рисполепт в дозе 4 мг сам достаточно часто требует корректора (обычно 4-6 мг/сут, но это опять же индивидуально).
Заторможен.
Конечно заторможен, после такой дозы клопиксола + 4 мг рисполепта, + неизбежная пост-психотическая депрессия.
Появился кожный зуд(фенибут?).
Может быть и фенибут, а может быть, аллергия на клопиксол или на масло-растворитель, или на рисполепт. Хрен его знает.
Неуверенность в себе,
Неуверенность в себе - производное отчасти депрессии, отчасти вот эдакого состояния - акатизии, скованности, невозможности думать, соображать, сконцентрироваться. Он же понимает все это - вот и испытывает неуверенность.
тревожность, невозможность сконцентрироваться,
Тревога и неспособность сконцентрироваться - одно из проявлений акатизии. Ну и опять же тут может быть депрессия.
Надо попытаться устранить акатизию уменьшением дозы рисполепта, и/или увеличением циклодола, бета-блокатором (обзидан), транком (феназепам). Если не поможет - добавлением депакина/конвулекса, лирики.
Но в идеале - заменить бы рисперидон на менее ЭПСогенный препарат.
нарушения эрекции, нарушения эякуляции.
Это частенько бывает и на рисполепте, и на клопиксоле… И это еще одна из причин, почему я не люблю рисперидон и не считаю его препаратом первой линии.
Проверьте уровень пролактина в крови.
Я прочла все что смогла найти про фенибут и почитала что здесь пишут на форуме и у меня возникли всякие сомнения.
Правильно усомнились. Я бы лучше предложил пантогам или пикамилон, если уж Ваш муж так хочет что-то “для мозгов”.
Но на самом деле мозги у него нормально заработают, когда окончательно выветрится клопиксол и когда будет решен вопрос а) с коррекцией побочных эффектов, в т.ч. ЭПС и акатизии, и б) подобрана либо доза рисполепта (не факт что нужно именно 4 мг в профилактике) либо, еще лучше, “более атипичный” препарат.
И возможно еще понадобится пролечить постпсихотическую депрессию.
Участковый врач пообещал мужу что выпишет ему фенотропил (!). Тут я вообще не знаю как объяснить что я категорически против.
Фенотропил - в топку. Однозначно и категорически.
Пожалуйста,посоветуйте что-нибудь.
Мне было бы интересно услышать мнение здешних специалистов.
Высказался.