расстройства психики после ЧМТ

2 ответов8 937 просмотров

расстройства психики после ЧМТ

#1

Здравствуйте! Моя дочь, 19 лет, три месяца назад получила тяжелую ЧМТ (слева, височная область). Трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы, 22 дня реанимации, из них 18 на ИВЛ в состоянии медикаментозной комы. Реагировать на окружающее стала почти сразу, как привели в сознание - следила взглядом. Заговорила через месяц после реанимации - сначала шепотом, по слову в неделю, сейчас уже речь внятная, довольно связная, иногда не может вспомнить какие-нибудь слова, хотя час назад эти слова произносила без проблем. Если переспрашиваем - бесится, что не понимаем: “я же вам ясно говорю!!! Мне нужен колёс!!” (просит банан). Меня называет то “мама”, то “тетя”, поначалу даже бабушкой была и папой, хотя папы у нас, как такового, нет.
И вот, как только появился голос, начались проблемы - ругалась матом, не давала капать в глаза(лечим кератит), не позволяла сменить памперс, если настаивали - дралась, царапалась и кусалась. Могла по пять часов кряду кричать:“Хочу домой, отпустите меня домой!!” или " Где Тамара (подруга), хочу к Тамаре!". Наш психиатр выписал фенозепам, с ним стало спокойнее, но контакта все равно нет - принесем поесть-попить, говорит “спасибо” и “иди отсюда”. Подругам по секрету рассказывает:" Это не моя мама и не мой дом, все очень похоже, но не моё". Никак не можем уговорить делать гимнастику, массаж, даже элементарное умывание - с боем. Что бы мы не предлагали, кроме еды и вкусных напитков, все принимается отрицательно - не буду рисовать, не буду читать, не буду смотреть другую программу ТВ, не буду разрабатывать колено(перелом, разрыв связок)и т.д. А заниматься-то нужно, просто необходимо! Время уходит.
Подскажите, пожалуйста, что делать - или пока потакать, ожидая улучшений, или настаивать и заставлять, не взирая на слезы и крики? ( после криков, как правило, мозг выбухает в трепанационное отверстие). Или есть смысл применить еще какие-нибудь медикаменты?

Re: расстройства психики после ЧМТ

#2

Обсудите с Вашим доктором вальпроевую кислоту (Конвулекс, есть капсулы и таблетки по 300 и 500 мг и раствор 300мг/мл).
C одной стороны при подобных травмах антиконвульсант показан, как антиконвульсант, с другой стороны этот препарат нормотимик, т.е. может улучшить ситуацию в плане вспышек агрессии.
Ориентировочные дозы в подобной ситуации 1200-1800 мг в сутки, разделенные на два приема. Или порядка 20-30 мг/кг. Наращивается препарат обычно в течении недели, начиная с однократного приема 300-500 мг на ночь. Первые дни, а иногда и дольше может быть повышенная сонливость, со временем происходит адаптация.
Феназепам и другие бензодиазепиновые транквилизаторы так же возможны, но скорее в ситуации, когда эффект от них заметно выше/лучше, чем от нормотимиков. Есть мнение. что транквилизаторы могут снижать нейрональную пластичность, или, например, что в силу т.н. поведенческой токсичности, и снижения объема внимания, замедляют процесс реабилитации, когнитивные аспекты (ухудшают память, обучаемость, когнитивные способности, координацию движений, ориентировку во времени и месте, пространстве, что протрагируют любой делирий за исключением алкогольного и бензобарбитуро-абстинентного)… но, это не повод от них отказываться, это стоит понимать так: “при прочих равных предпочтение стоит отдавать иным, чем бензодиазепины, препаратам, и использовать их, по возможности, реже”.

Re: расстройства психики после ЧМТ

#3

Съездили в Клинический институт мозга г. Екатеринбурга. Проконсультировались у массы специалистов. Реабилитолог сказал, что такие вспышки агрессии и нежелание чем-либо заниматься есть проявления депрессии, которая, в свою очередь, появилась в результате повреждения лобных долей мозга. Рекомендовал пить ТРИТТИКО по 150мг, 1 раз на ночь. Если не затруднит, прокомментируйте, пожалуйста!