Комбинация вальпроата и карбамазепина вообще очень странная затея, эти два лекарства имеют большое количество пересечений по метаболизму, невозможно заранее сказать, что будет с концентрацией обоих препаратов. Весьма вероятная ситуация для белого человека:
-уровень вальпроата падает на 30-40%, по совокупности взаимодействий в системе изоферментов P450, обычно выходя за терапевтический диапазон (можно проверить лекарственным мониторингом)
-уровень карбамазепина падает до 20%, но из за взаимодействий на уровне UGT2B7 резко, до 45% растет уровень активного метаболита - карбамазепин–10,11–эпоксида.
Это в некотрой степени эмпирика, но сути не меняет.
Итого, имеем токсические дозы метаболита => упомянутые побочные эффекты и не работающий вальпроат.
Банально смотрим Pkg Insert:
Побочные действия (карбамазепин). Наблюдаемые побочные действия чаще возникали при комбинированном лечении, чем при монотерапии. В зависимости от дозы и в основном в начале лечения могут возникать следующие побочные действия:
- Центральная нервная система. Часто могут возникать оглушённость сознания, расстройство сознания (сонливость), головокружение, усталость, нарушение походки и движений (мозжечковая атаксия) и головные боли…
Не вполне уверен, но вроде бы при определенной генетике возможна и ситуация с точностью до “наоборот”, в зависимости от соотношения и доз лекарств.
Вопрос:
-в каком порядке сформировалась эта комбинация, что было на монотерапии, и что было в моно, что изменилось при комбинации?
-какие показания были для увеличения дозы финлепсина?
Не совсем согласен с предложением Vitalik, в том моменте, что сразу необходима именно комбинированная терапия, но мой взгляд, пока это не очевидно, исходя из приведенной инфы. Хотя, если монотерапия вальпроатами оказывает эффект, но не дает достаточного контроля над эписиндромом, то комбинация с ламотриджином выглядит гораздо лучше, часто это весьма эффективная комбинация.
PS из вкладыша для пациентов в Tegretol Oral, ясно и популярно:
…
Valproic Acid/Carbamazepine
This information is generalized and not intended as specific medical advice. Consult your healthcare professional before taking or discontinuing any drug or commencing any course of treatment.
Medical warning:
Moderate. These medicines may cause some risk when taken together. Contact your healthcare professional (e.g. doctor or pharmacist) for more information.
How the interaction occurs:
When these two medicines are taken together, your body may process carbamazepine more slowly. You may also process valproic acid more quickly.
What might happen:
Your blood levels of carbamazepine may increase and cause toxic effects. Your blood levels of valproic acid may decrease and cause seizures.
What you should do about this interaction:
If you experience confusion, fever, tremors, mental or mood changes, weakness, seizures, or other symptoms, contact your doctor. It may be necessary to change your dose of one or both medicines. Your doctor may also want to measure your blood levels of these medicines more often.Your healthcare professionals (e.g. doctor or pharmacist) may already be aware of this interaction and may be monitoring you for it. Do not start, stop, or change the dosage of any medicine before checking with them first.
… источник
Кому очень любопытно, что именно происходит и как, то см. приложенную статью:
“The mechanism of the carbamazepine-valproate interaction in humans”
I. Bernus , R. G. Dickinson , W. D. Hooper & M. J. Eadie
Department of Medicine, The University of Queensland, Royal Brisbane Hospital, Herston, Brisbane, Australia
British Journal of Clinical Pharmacology
Volume 44 Issue 1, Pages 21 - 27