Возможные осложнения ЭСТ

6 ответов28 609 просмотров

Возможные осложнения ЭСТ

#1

Уважаемые коллеги!
1.Подскажите, пожалуйста, что-нибудь известно о влиянии ЭСТ на заикание? Меня интересует, возможна ли прогрессия заикания после курса ЭСТ?
2.И еще, если при проведении ЭСТ Вы пользуетесь миорелаксантами (в нашем случае 2% р-р дитилина 1 мг/кг в/в), случались ли в Вашей практике эпизоды длительного апноэ после припадка? Нами зафиксировано апноэ длительностью в 29 минут (весь эпизод ИВЛ маской). Чем, это можно объяснить?
С уважением,
Ю.Быков.

Re: Возможные осложнения ЭСТ

#2

Уважаемый д-р Быков!

Насчет лечения заикания с помощью ЭСТ ничего не встречалось.

А вот второй Ваш вопрос намного легче. Затяжное апное вследствие незаконно долго действующих “деполяризующих” релаксантов - явление хорошо известное. Это может быть результатом редкой наследственной патологии - недостаточности (псевдо)холинэстеразы - фермента, расщепляющего дитилин. Против этого есть целые правила действий, но на мой взгляд, самое надежное и простое - иметь в холодильнике ампулу с лиофилизированной сывороточной холинэстеразой (производится, напр., немецкой фирмой Behring). Одной дозы должно хватить на больного. Ампула может храниться 2 года, и за это время вряд ли обсуждаемое осложнение встретится (частота 1:3000 чел.). Но жить будет спокойней.

С уважением,
А. Нельсон

Re: Возможные осложнения ЭСТ

#3

А.И.! Обратите внимание: в первом вопросе г-н Быков спрашивает не о лечении, а о усилении (вероятно имеющегося ранее) заикания после сеанса(ов) ЭСТ и связях.
Уточните?

Re: Возможные осложнения ЭСТ

#4

Уточняю: ни в теории, ни в практике мне не встречалось ничего о положительном или отрицательном влиянии ЭСТ на заикание.
А. Нельсон.

Re: Возможные осложнения ЭСТ

#5

Уважаемые коллеги!
Учитывая вышеприведенные Вами факты, думаю, мое данное сообщение будет иметь некоторый практический интерес.
Больной А., 44 года, заикание с 6 лет после испуга. В последние два года отмечает выраженный прогресс заикания, с параллельным становлением синдрома зависимости от алкоголя. В нашем центре получил 3 сеанса ЭСТ на фоне недельной трезвости с целью купирования проявлений патологического влечения к алкоголю. Уже после первого сеанса ЭСТ субъективно и объективно отмечены уменьшение проявлений заикания, с последующей положительной динамикой. На момент выписки – заикание в легкой степени. Связь с ЭСТ очевидна, но как обосновать этиологическую цепочку? К тому же больной недавно выписался, надолго ли сохраниться эффект?
С уважением,
Ю.Быков.

Re: Возможные осложнения ЭСТ

#6

Попробуйте проанализировать, не было ли заикание патогенетически связано с наличием депрессии, скрытого очага эпиактивности или специфического органического поражения ЦНС (напр., экстрапирамидного), при которых известна эффективность ЭСТ. Если увидите, что “противозаикательный” эффект ЭСТ со временем ослабевает, сам бог велел подумать о поддерживающей ЭСТ. Кстати, интересно было бы также проанализировать связь ремиссии по алкоголизму и улучшения по заиканию.

А. Нельсон

Re: Возможные осложнения ЭСТ

#7

Действительно, со временем “противозаикательный” эффект от проведенной нами ЭСТ ослабел. Не смотря на то, что больной уже имеет более 90 дней достаточно качественной ремиссии по алкоголизму (без проявлений депрессивного компонента), в теченние последней недели была диагностирована прогрессия по заиканию. Провели два сеанса ЭСТ через день в амбулаторном режиме. Проявления заикания вновь уменьшились! Можно предположить, что если по истечению следующих трех месяцев “противозаикательный” эффект вновь ослабнет, то именно этот временной промежуток (три месяца) и есть длительность терапевтической эффективности ЭСТ на проявления заикания у данного пациента. Необходимо отметить, что динамика заикания пока не связана с ремиссией по алкоголизму.
Ю.Быков